Цель работы психологической службы: формирование адекватности ребенка к собственному здоровью и профилактика поведенческих рисков.
Задачи службы:
- Оказание помощи педагогам в формировании у воспитанников более тонкого отношения к себе.
- Учить воспитанников и педагогов навыкам рефлексии.
- Обогащать приемами эмоционального раскрепощения, личностного роста.
- Разработать рекомендации к описанию индивидуальных особенностей воспитанников.
Содержание работы педагога – психолога регламентируется перспективным и текущим планированием, планом – сеткой на неделю. Ведется необходимая документация согласно положению к инструктивному письму Министерства образования
Основные направления работы:
- психологическая диагностика,
- психологическая коррекция,
- психологическое просвещение,
- психологическое консультирование.
- психологическая профилактика.
Психодиагностика направлена на изучение эмоционально – личностной и мотивационной сфер ребенка, уровня тревожности, социально-психологической адаптации, интеллектуального развития с целью определения образовательного маршрута. На каждого воспитанника заполнен психологический паспорт
В психодиагностике используются методики:
1. «Карта наблюдения за психоэмоциональным состоянием детей» Л.В. Макшанцевой;
2. анализа мотивов учебной деятельности учащихся Лускановой и Ч.Д. Спилберга, адаптированный А.Д.Андреевой;
3. диагностика межличностных и межгрупповых отношений Дж.Морено;
4. «МЦВ» Л.Н.Собчик, модифицированный восьмицветный тест Люшера;
5. интеллектуальные тесты для детей Д.Векслера, Амтхауэра, Гудинаф-Харриса «Рисунок человека»;
6. личностные тесты (Р.Кеттела, Айзенка и др.);
7. тест агрессивности Басса – Дарки;
8. тест «ХиМ» Бадай Н. и др.
Коррекционная работа с детьми проводится в соответствии с выявленной проблемой, и осуществляются как групповой, так и в индивидуальной форме, с учетом возраста детей и их личностных особенностей, на основе диагностических данных и запросов со стороны педагогов.
В процессе работы с подростками проводились индивидуальные встречи как с целью выявления проблем через организацию индивидуальных бесед, так и с целью нормализации их психического состояния. На этих встречах использовались следующие методы и приемы: прослушивание релаксационной музыки, проективное рисование, обсуждение сфер интересов воспитанников и результатов деятельности, моделирование жизненных ситуаций. Самым востребованным видом помощи было прослушивание релаксационной музыки и использование кабинета, как места уединения.
Кроме коррекционно – развивающих занятий со школьниками проводились занятия по психологическому просвещению. Занятия с воспитанниками, обучающимися в школе, проводились в соответствии с программами:
1.«Психическая коррекция умственного развития школьников» (авторы М.К.Акимова и В.Т.Козлова).
2. Коррекционно – развивающая программа для дошкольников и младших школьников «Развитие умения управлять собой» (авторы Ю.А. Афонькина, О.Е. Борисова, Т.Э. Белотелова).
Специалистом психологической службы Мигуновой Т.И. проводятся развивающие занятия:
Работа в условиях специально оборудованной интерактивной среды в темной сенсорной комнате: